сложность: ★★
Этот, на первый взгляд, простейший эндшпиль имеет свои законы, от которых может зависеть судьба партии. Борьба, разумеется, ведётся вокруг того, сумеет ли сильнейшая сторона провести пешку в ферзи. Рассмотрим несколько ключевых позиций.
Этот, на первый взгляд, простейший эндшпиль имеет свои законы, от которых может зависеть судьба партии. Борьба, разумеется, ведётся вокруг того, сумеет ли сильнейшая сторона провести пешку в ферзи. Рассмотрим несколько ключевых позиций.
Короли находятся напротив друг друга. Такое положение называется в шахматах оппозицией. Невыгодна эта ситуация тому, кто вынужден ходить первым. Допустим, очередь хода за чёрными. Тогда они проигрывают:
1. ... Kpe8 2. e7 Kpf7 3. Kpd7 И пешка проходит в ферзи.
Если же ход белых, то партия завершается вничью:
1. е7+ Kpe8 2. Kpe6 Пат.
Ничего не даёт попытка "потанцевать" королём вокруг пешки. Например:
1. Kpd5 Kpe7 2. Kpe5 Kpe8! Но не 2. ... Крd8 3. Kрd6! И возникла оппозиция с ходом чёрных. 3. Kpf6 Kpf8 4. Kpe5 Kpe7 5. Kpd5 Kpe8! 6. Kpd6 Kpd8 Вновь занимая оппозицию.
Полезно знать, что если пешка ещё не достигла шестой горизонтали (третьей для чёрных), а король сильнейшей стороны уже находится на шестой линии, то пешка проходит в ферзи независимо от очереди хода.
При ходе белых:
1. е6 Kpe8 2. e7 Kpf7 3. Kpd7
При ходе чёрных:
1. ... Kpe8 2. Kpe6 в оппозицию! Kpf8 3. Kpd7 И ковровая дорожка для пешки открыта.
Если пешка ладейная, а король защищающейся стороны уже в углу, то выигрыш невозможен:
Белые не могут выкурить чёрного короля из угла, а если они пойдут пешкой на седьмую горизонталь, то будет пат.
Вот ещё одна ничейная ситуация с ладейной пешкой:
Белый король прижат к левой стороне доски.
1. a6 Kpc8 2. Kpa8 Или 2. Kpb6 Kpb8 и чёрный король пробирается в угол. Kpc7 3. a7 Kpc8 Пат белому королю.
Если пешка (не ладейная) находится далеко от поля превращения, то следует продвигать её аккуратно, вначале прокладывая дорогу манёврами короля. Иначе дело может свестить к ничейной позиции, описанной на первой диаграмме. Посмотрите, как достигается выигрыш.
1. Kрe4 Kрe6 2. e3 Kрd6 3. Kрf5 Kрe7 4. Kрe5 Kрf7 5. Kрd6 Kрf6 6. e4 Kрf7 7. e5 Kрe8 8. Kрe6 Kрd8 9. Kрf7 Kрd7 10. e6+ Kрd8 11. e7+ Kрd7 12. e8=Ф+ И далее дело сводится к матованию королём и ферзём одинокого короля.
1. Kрe4 Kрe6 2. e3 Kрd6 3. Kрf5 Kрe7 4. Kрe5 Kрf7 5. Kрd6 Kрf6 6. e4 Kрf7 7. e5 Kрe8 8. Kрe6 Kрd8 9. Kрf7 Kрd7 10. e6+ Kрd8 11. e7+ Kрd7 12. e8=Ф+ И далее дело сводится к матованию королём и ферзём одинокого короля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий