сложность: ★★
Рассмотрим эндшпиль король и ферзь против короля и пешки. Разумеется, ферзь гораздо сильнее пешки и в большинстве случаев сильнейшая сторона выигрывает элементарными методами. Но если пешка достигла предпоследней горизонтали, то есть находится в шаге от поля превращения, и король соперника защищает её, то для выигрыша придётся попотеть, а в некоторых случаях избежать ничьи даже не удаётся.
Если пешка коневая или центральная, то выиграть можно. План победы такой:
Рассмотрим эндшпиль король и ферзь против короля и пешки. Разумеется, ферзь гораздо сильнее пешки и в большинстве случаев сильнейшая сторона выигрывает элементарными методами. Но если пешка достигла предпоследней горизонтали, то есть находится в шаге от поля превращения, и король соперника защищает её, то для выигрыша придётся попотеть, а в некоторых случаях избежать ничьи даже не удаётся.
Если пешка коневая или центральная, то выиграть можно. План победы такой:
1) Шахами и манёврами ферзя заставляем короля соперника встать на поле перед пешкой, то есть заблокировать её.
2) Пользуясь передышкой, так как угроза превращения отражена на один ход, подводим короля к месту событий.
3) Повторяем пункты 1 и 2 до тех пор, пока наш король не подойдёт, чтобы поставить мат или выиграть пешку.
Посмотрите весь алгоритм в действии:
1. Фd4+ Kрc2 2. Фe3 Kрd1 3. Фd3+ Kрe1 4. Kрf7 Kрf2 5. Фd2 Kрf1 6. Фf4+ Kрg1 7. Фe3+ Kрf1 8. Фf3+ Kрe1 9. Kрe6 Kрd2 10. Фf2 Kрd1 11. Фd4+ Kрc1 12. Фc3+ Kрd1 13. Фd3+ Kрe1 14. Kрe5 Kрf2 15. Фd2 Kрf1 16. Фf4+ Kрg2 17. Фe3 Kрf1 18. Фf3+ Kрe1 19. Kрe4 Kрd2 20. Фd3+ Kрe1 21. Kрf3 Kрf1 22. Ф:e2+ Kрg1 23. Фg2#
Попробуйте выиграть с ферзём против центральной пешки у компьютерной программы:
Если пешка слоновая, то в аналогичной ситуации выигрыш невозможен. Взгляните:
Какзалось бы, всё тоже самое. Но чёрные неожиданно играют 1. ... Кра1! Угроза превращения сохраняется, а если ферзь возьмёт пешку, то будет пат.
С ладейной пешкой также обычно не выиграть. Представим, что в позиции выше пешка чёрных стоит не на с2, а на а2. Король идёт на а1, угроза превращения отражена, но у белых нет времени подвести короля из-за пата.
Иногда выигрыш возможен в казалось бы ничейной позиции, если король сильнейшей стороны расположен недалеко.
1. Kрb6! Kрb2 2. Kрc5+! Таким необычным способом, избегая пата и используя вскрытый шах, белые подводят своего короля. Kрc1 3. Фh1+ Kрb2 4. Фg2+ Kрb1
Ферзь приближается "лесенкой".
5. Фf1+ Kрb2 6. Фe2+ Kрb1 7. Фd1+ Kрb2 8. Фd2+ Kрb1 9. Kрc4! a1=Ф 10. Kрb3!
В конечной позиции чёрные не могут избежать мата, даже с превращённым ферзём.
Комментариев нет:
Отправить комментарий