сложность: ★★
Иногда не обязательно проводить хитрую комбинацию, чтобы добиться материального перевеса. Если фигуре соперника некуда уходить, то достаточно простого нападения на неё. Посмотрим позиции, где одной из сторон удалось поймать неприятельскую фигуру в капкан.
Начнём с примеров, где в ловушку попадает ферзь. Все
остальные фигуры слабее, а значит защитить ферзя невозможно, приходится
только убегать.
А здесь ферзю чёрных доступны только поля на диагонали d8-h4... 1. Сg5!
Тут к победе ведёт вариант: 1. С:с4 bc 2. Cb6! Фb4 3. a3!
Следует быть очень осторожным, отправляя ферзя глубоко в тыл противника. Типичная ситуация, когда ферзь ловится в капкан, съев пешку b2 (b7).
Ход чёрных, и они могут полакомиться пешкой... 1. ... Ф:b2?? 2. Kb5! Белые отрезают ферзю пути к отступлению, угрожая ходом Лfb1 и заодно двойным ударом на с7. Удовлетворительной защиты от обеих угроз нет. Другой типичный способ ловли ферзя в подобных ситуациях виден в варианте 1. ... 0-0 2. а3 Ф:b2?? 3. Ka4!
В дебюте и середине игры часто страдает из-за своей неповоротливости ладья. Уже в начальной позиции она уязвима. Например, если пешку g7 съест белый ферзь или слон при неразвитом коне g8, и пешке h7, то ладье будет некуда идти. А следующий пример взят из эндшпиля:
Чёрная ладья только что уничтожила пешку g2. 1. Крf1 Лh2 2. Kpg1 и дальше бежать некуда.
Лёгкие фигуры частенько теряются после нападения пешек. Вот типичная схема поимки слона:
1. Са4?? b5 2. Cb3 c4!
Данный мотив используется, например, в одной из ловушек в испанской партии.
В следующем примере не повезло коню.
1. f4!
Хуже всего конь расположен на краю доски, где у него меньше всего доступных полей. В эндшпиле это может сказаться.
Слон полностью ограничивает коня. Чёрные играют просто Кре6-d5-c6-b6:a6, и белые ничего не могут с этим поделать.
Потренируйтесь в решении упражнений на ловлю фигуры во вьювере (фигуры можно двигать мышкой):
Комментариев нет:
Отправить комментарий